Самое популярное

Последние комментарии


Где мой реактивный ранец?

Летающие машины и реактивные ранцы. Разве сегодня они не должны быть у каждого из нас? Вы знаете: все эти серебристые комбинезоны, о которых нам постоянно рассказывали в научно-фантастических фильмах и рассказах на протяжении многих лет. Мир будущего всегда выглядел таким захватывающим. И вот, уже 2010 год, и еще никто не летает на работу в парящих машинах и ни у кого нет собственного реактивного ранца...




Реактивный или ракетный ранец - это названия сотен различных устройств, одевающихся на спину и позволяющих человеку летать за счёт потоков газа, выбрасываемых из сопла. Подобная технология представлялась в фильмах, на ТВ, романах, рассказах и комиксах.





Однако, несмотря на технические достижения, реактивные ранцы не выглядят достаточно практичными для использования в качестве персонального транспорта. Различные модели реактивных ранцев использовались во время космических полётов, но земная атмосфера и гравитация, также как и ограничения человеческого тела не позволяют использовать их в военных целях и в общественной жизни.

Нацистский небесный бунтарь
Химмельштурмер ("небесный бунтарь") был результатом экспериментов в последние дни войны. Это устройство использовало 2 маломощные ракеты, которые закреплялись на груди и спине пилота, позволяя ему, по крайней мере в теории, пролетать 55 метров. Подразумевалось, что это устройство поможет инженерным подразделениям перелетать через реки и минные поля. Оно не предназначалось регулярным войскам.
Не сохранилось ни одного изображения Химмельштурмера, но есть пара изображений того, как он мог выглядеть:



Полёты или скорее прыжки измерялись секундами. Устройство отключалось сразу же, как только закрывалась дроссельная заслонка, поэтому оно было очень простым в эксплуатации и во время испытаний не было никаких травм. Как и многие другие немецкие технологии, Химмельштурмер оказался в руках армии США после 1945 года. "Белл Аэросистемс" сделала несколько испытаний с использованием страховочного троса, так как никто не хотел рисковать с этой неизвестной и потенциально непредсказуемой штуковиной. Химмельштурмер растворился в истории, но именно он послужил толчком для исследования реактивных ранцев.

Головокружительная высота в 40 сантиметров
Армия США начала исследования технологии ракетных ранцев в 1949 году и к 1952 успешно испытала ракетный ранец, который на несколько секунд поднимал человека в воздух. В 1953 Уендел Ф. Мур начал работать в компании Белл над реактивным ранцем, использующим ракеты на основе пероксида водорода. Устройство, названное Джампбелт, было продемонстрировано в 1958 году, но имело совершенно незначительное превосходство по времени полета по сравнению с ранними испытаниями. Первый реальный полёт на ракетном ранце был произведен в апреле 1961 года, когда Гарольд Грехем достиг головокружительной высоты в 40 сантиметров, но пролетел всего 40 метров за 13 секунд. Позже, в этом же году, Грехем продемонстрировал ранец в Пентагоне, а затем и президенту Кеннеди.







Более длительные и быстрые полёты
В начале 60-ых армия США подписала контракт с "Бэлл Аэросистемс" на создание  ракетного ранца. Использующий пероксид водорода в качестве топлива, он был более известен как "ракетный ранец Бэлл" или "человек-ракета". За последующие годы Бэлл увеличила время полёта, достигла скорости 10 миль\час, но реактивная модель  была отвергнута по причине того, что армия посчитала её слишком большой и тяжёлой. Более того, факт, что невозможно оставаться в воздухе на протяжении длительного времени, пресек возможность производства ракетных ранцев на корню. В конце 60-ых Белл разработала более состоятельный ракетный ранец, который мог находиться в воздухе около 12 минут, но военные после тщательного осмотра пришли к выводу, что он слишком ... громкий.





Коллектив Бэлл прикреплял ракеты практически к чему угодно, даже к обычному офисному креслу:



После этого никакие серьёзные работы над технологией ракетного ранца не проводились, и они использовались по большей части для кратковременных демонстраций в развлекательных центрах, на спортивных стадионах, шоу, а также в сценах с использованием каскадёров в кино и на телевидении. На открытии летних олимпийских игр в Лос-Анжелесе в 1984 году 100 тысяч зрителей на стадионе и более 2,5 миллионов телезрителей по всему миру стали свидетелями полёта при помощи ракетного ранца. Позднее Майкл Джексон использовал на своих концертах дублёра, улетающего со сцены.



Пилотируемый маневрирующий модуль (MMU), разработанный НАСА, является не совсем реактивным ранцем, но заслуживает упоминания в данной статье. MMU представляет собой ранцевую двигательную установку, использующую газообразный азот в качестве реактивного топлива. Он использовался американскими космонавтами при работах на шаттле (космическом челноке) в 1984 году. Модуль позволял команде выходить в открытый космос без страховочного троса от шаттла, и использовался для захвата вышедших из строя спутников связи. Спутники "поймали", поместили в грузовой отсек шаттла "Челленджер" и отправили на Землю. MMU перестали использовать после третьей миссии - его заменили более компактным устройством под названием SAFER (Simplified Aid for EVA Rescue, или упрощенное устройство для спасения космонавта при внекорабельной деятельности), которое впервые было использовано в 1964 году. Оно также использует газообразный азот, по сути - это упрощённая версия MMU, предназначенная для использования только в исключительных случаях:



В Советской космической программе было подобное устройство, известное как устройство спасения космонавта (УСК), иногда использовавшееся космонавтами на космической станции "Мир". Оно было больше по сравнению с американским, использовало кислород вместо азота и закреплялось страховочным тросом. УСК остался присоединённым к внешней обшивке, когда станция "Мир" сгорела в плотных слоях атмосферы после вывода из эксплуатации в 2001 году.


Слева - упрощенное устройство для спасения космонавта при внекорабельной деятельности от NASA; справа - УСК

Реактивные ранцы часто появлялись в книгах, журналах, кино, телевидении, комиксах и других областях массовой культуры. Бак Роджерс, Рокетмэн, Адам Стрэндж, Боба Фетт... Джеймс Бонд  в фильме "Шаровая молния" в 1965 году летал на реактивном ранце, прототипом которого был ракетный ранец "Бэлл Аэроспейс". Эта модель реактивного ранца также появлялась в телевизионном сериале "Затерянные в космосе".



Время полёта - 9 минут. Цена - 200 тысяч долларов
Компания "ДжетПак Интернешнл", расположенная в Калифорнии, улучшила несколько ранних конструкций ракетных ранцев современными материалами и топливом, увеличив время полёта. Компания предлагает в качестве услуг публичные демонстрации, а также продаёт некоторые реактивные и ракетные ранцы. Модель T-73 работает на обычном реактивном топливе и по праву может называться настоящим реактивным ранцем. Время полёта составляет 9 минут и цена модели равна 200 тыс. долларов. Компания "Тандерболт Аэросистемс", также расположенная в Калифорнии, планирует разработать реактивный ранец, продолжительность полёта которого будет составлять 30 минут.  На текущий момент их ракетный ранец, работающий на смеси пероксида водорода и керосина, может летать около 75 секунд и стоит более 90 тыс. долларов.




Слева - Вильям С. Хиггинс; справа - автожир Андреаса Петцольдта

Не совсем реактивный ранец, но, возможно, самый многообещающий на сегодняшний день проект, который к тому же уже производится на коммерческой основе: большой, тяжёлый и достаточно эффективный ново-зеландский "Мартин Джетпак":



Пока подавляющее большинство людей не смогут позволить купить себе одно из этих устройств по финансовым причинам - бессмысленно думать, что подобные устройства будут серьёзно разрабатываться и время полёта значительно увеличится. Может быть, однажды у каждого из нас всё-таки будет свой собственный реактивный ранец?

Задний двор ракетного мастера
Хуан Мануэль Лозано, проживающий в Мексике в городе Морело, сконструировал и испытал в действии целый ассортимент транспортных средств движимых ракетами - от ракетных ранцев до велосипедов и телег и даже смешной личный вертолёт. Все они работают на его самодельном реактивном топливе - сверхчистом пероксиде водорода. Он в одиночку представил весь калейдоскоп летающих машин.



Величайшее изобретение, которого никогда не было?
Множество вопросов, связанных с реактивными ранцами, рассматривается в книге Мака Монтадона  с длинным названием "Мечты о реактивных ранцах: подъёмы и падения человека (чаще, конечно, падения), поиск величайшего изобретения, которого никогда не было". В книге исследуется вопрос: как же такая классная идея из научной фантастики смогла стала реальностью, но "выдохлась", так и не став общественной?

Видео, демонстрирующее несколько полетов:

Повествование Монтадона - это захватывающий, увлекающий и веселый взгляд на величайшее изобретение, которого никогда не было. Или, по меньшей мере, одно из величайших, которое, по всей видимости, никогда не сможет доказать свою практическую состоятельность, в отличие от сотового телефона, интернета, телевидения и т.д.



Личные реактивные ранцы рассматривались как неотъемлемая часть великого будущего, но реальность такова, что возможность летать по воздуху - иллюзия. Технология остаётся дорогой в разработке, топливо сложно производить, и время полёта слишком мало для того, чтобы сделать реактивные ранцы удобными для повседневного использования...
Но хоть ситуация и выглядит довольно печально - готовы ли мы отказаться от этой мечты?

Понравилась статья? Поделись с друзьями:

Разместить на своем сайте/блоге анонс статью полностью опубликовать в ЖЖ


 

Скажи пару слов:

Нажми кнопульку :)

Не пропусти самое интересное, подпишись на рассылку!

На почтовый ящик: Следить в Twitter: Через RSS:


Впервые на ПодКофеёк.ру? Начни с Топа, там много всего интересного! :)


Меню на сегодня


текст
фото, арт
видео, анимация
Капучино >
Эспрессо >
Латте >
Мокко >